Песочная анимация – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации. Изобретателем этого стиля является канадский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф.
В песочной анимации картины создаются из сыпучего материала: песка, соли, молотого кофе, сахара и т.д. Тонкими слоями сыпучий материал наносится на стекло и с помощью диапроектора или световой доски изображение передается на экран. Песочная анимация применяется при создании мультипликационных фильмов, а также выполняется «вживую», прямо на глазах у зрителей.

В песочной анимации художник не просто рисует эффектные картинки – он создает целый сюжет, в котором каждое новое изображение как бы вырастает из предыдущего. А еще во время живого шоу песочная анимация сопровождается музыкой, подобранной настолько удачно и точно, что, кажется, каждая нота соответствует сюжету работы...

Можно ли научиться песочной анимации?

Как и любому другому занятию, песочной анимации, безусловно, научиться можно. Однако, песочная анимация не так легка, как это может показаться на первый взгляд. Малейшее неверное движение – и работа испорчена. Кроме того, для выполнения песочной анимации требуется довольно высокая скорость движений художника – ведь работа должна быть динамичной.

Различные арт-студии предлагают всем желающим свои услуги по обучению песочной анимации. Учеников на подобных занятиях знакомят со свойствами различных сыпучих материалов, учат подбирать материал для своей работы. Учиться песочной анимации самостоятельно можно с помощью простых «домашних» сыпучих материалов: обычный речной песок, соль, сахар, кофе, мелкие крупы.

Начинать изучать песочную анимацию необходимо с ознакомления с основами рисунка и композиции, основными художественными приемами и приемами рисования песком.

Кроме того, необходимо обучиться основам видеосъемки и видеомонтажа, ведь без камеры песочную анимацию не смогут увидеть зрители.

Песочная анимация – это не только красивое шоу, но и кропотливый труд. На одно выступление длительностью 5 минут художнику могут потребоваться долгие месяцы тренировок. Художник должен научиться буквально чувствовать песок, стать с ним единым целым, чтобы песочная анимация предстала перед зрителями во всей своей красе.

И всё же, это не только труд, но и огромное физическое и психологическое наслаждение - песок щедр и богат, он умеет дарить подарки тем кто начинает с ним дружить. Каждый раз испытываешь радость и удивление от новых успехов, новых освоенных приёмов, да и просто творческих удач - ведь элемент случайности всё равно присутствует. Песок рассыпается каждый раз немного иначе, давая уникальность и новые возможности для творчества. К тому же песок очень успокаивает, снимает стресс, терапевтический эффект заметен с первых же минут. А это так важно в наше нелёгкое время...

 


Специфика песочной анимации.

 

Почему именно песок? – Прежде чем работать, надо ответить себе на этот вопрос.

Песочная анимация – синтетический вид творчества. Он находится на стыке нескольких других видов и тяготеет к ним. Это:

 

Картина

Фильм (вообще)

     -Диафильм

     -Мультфильм

      -Видеоклип

-Комикс

Театр (вообще)

     - Театр теней

Медитация, транс, «завораживающий» эффект

Фокус, удивление ловкостью рук художника.

 

Сейчас песочная анимация новый и модный вид искусства, (значит сейчас это - фокус) но первое удивление, мода продлится недолго и тогда остро встанет вопрос о специфике жанра. Что такого может дать песок – чего нет в других, смежных видах искусства? Чем песочная анимация особенно выделяется, в чём её сильные стороны?

Предлагаю некоторые свои ответы и хотелось бы  услышать мнения других людей.

-Благородство, аристократизм.

 Благодаря ограниченности выразительных средств (чёрно-белая картинка, низкая скорость смены кадра и др.) песочная анимация становится «высоким искусством», где выразительность достигается за счёт психологичности, драматургии, таланта художника, а не за счёт зрелищных технологий. Чтобы оценить песочную анимацию требуется зритель с хорошим художественным вкусом.

- Транс. «Можно вечно смотреть на три вещи: игру языков пламени, игру струй воды и на то, как работают другие люди»(с)

- Экспрессия, драматизм. Чёрно-белая гамма, да ещё с подсветкой, придаёт драматичность любому изображению.

- Философская глубина.

- Лаконичность. Для быстрой смены кадров приходится рисовать набросочно, без лишних деталей. Песочная анимация – это искусство наброска. (Хотя некоторые художники делают детализированные кадры и скорости достигают за счёт монтажа)

- Хэндмейдерство (не-индустриальность). Это действительно уникальная «ручная работа».

- Быстротечность (изображение живёт недолго) – и это тоже как-то трогает чувства…

                                                  


 P.S. Почему выбрал песок я? Песок - похож на наркотик. Случайно начал и не смог оторваться, кайфую до сих пор ;)

 



  Ошибки.

– Аниматоры очень похожи в приёмах и на взгляд не просто определить авторство. Это детский этап молодого искусства: желание «нарисовать красиво», тяга к реализму. Нужен поиск индивидуального стиля.

 -Тяга к зрелищности (цветность, мультипликационность (движущиеся части изображения)). Конечно, творческий эксперимент – дело благородное, иногда это бывает очень уместно, (Например, Тори Воробьёва очень уместно и экпрессивно использует красный цвет в "Балладе о волках"  https://www.youtube.com/watch?v=zv9o5hbDYVE), но важно помнить, что песочная анимация не затмит современные технологии спецэффектов – не стоит и пытаться. Если это решает творческую задачу, раскрывает идею художника – прекрасно, если же целью является просто повышение зрелищности, «фокусничество», то не стоит…

- Превращение в диафильм (плейкаст) – убираются творящие руки за счёт монтажа.И исчезает главная изюминка песочной анимации.

- быстрая смена кадра. Нарисовав изображение, надо дать ему «пожить» пару секунд, зафиксировать в сознании зрителя, закончить цикл контакта. Многие, увы,  стирают, едва успев дорисовать а у зрителя остаётся чувство досады: не успел насладиться.

-Злоупотребление белыми линиями (контурами). Многие художники увлекаются этим изобразительным приёмом (он ведь самый лёгкий) и их работы превращаются в "неоновую рекламу".

 

 

 

 

ПЛЕЯДА

Со времён открытия техники песочной анимации прошло много лет, это искусство развивается и в нём уже выделилась плеяда талантливых мастеров. Возможно вам захочется увидеть лучшие (с нашей точки зрения) образцы песочной анимации.

Найдите в youtube ролики этих художников:

 

- СМОТРИТЕ, НАСЛАЖДАЙТЕСЬ И УЧИТЕСЬ!